29.03.2024

Дизель под прицелом

В Европе, всегда бывшей более чем лояльной к дизельным моторам, вдруг стали чуть ли не травить такие двигатели. Возможно ли, что эти силовые агрегаты вымрут в Старом Свете, а заодно и в других странах?

Разгоревшийся в позапрошлом году в США «дизельгейт» не прошел бесследно. В Западной Европе ныне поднимается новая волна критики, нацеленной на дизельные моторы, которые обвиняют во вреде, приносимом окружающей среде.

Так, мэр Мюнхена Дитер Райтер недавно заявил, что дизельные моторы в столице Баварии нужно запретить. Чуть ранее о введении своего рода санкций для автомобилей на дизельном топливе сообщили власти Штутгарта: с 2018 года там планируется ввести ряд ограничений на въезд таких машин в город по определенным дням. Схожие меры собираются предпринять и другие мегаполисы Германии, среди которых Берлин, Кельн, Гамбург…

В войну, объявленную дизелям, вступают и другие государства континента. В частности, с весны этого года один из центральных районов Лондона увеличил стоимость парковки на 50% для нерезидентов на дизельных авто. Более того, в ближайшем будущем таким машинам хотят и вовсе запретить въезд в центр столицы Англии. А мэр этого города Садик Хан внес предложение выплачивать компенсации тем автовладельцам, которые согласятся заменить свою дизельную машину на электрокар или гибрид.

Ранее на международной конференции мэры Парижа, Мадрида, Афин, а также крупнейшего мегаполиса планеты Мехико подписали соглашение, согласно которому к 2025 году эти города должны быть полностью избавлены от дизельных автомобилей. При этом власти Парижа заявили о готовности выдавать субсидию до 10 тыс. евро тем, кто решит заменить свою дизельную машину на более экологичное транспортное средство.

Антидизельная лихорадка охватывает и страны Северной Европы. Так, в центр столицы Норвегии Осло уже нельзя въезжать дизельным автомобилям в промежуток с 6 до 22 часов – за нарушение этого предписания предусмотрены внушительные штрафы. Схожие меры предпринимаются в Дании и Голландии.

Когда не ждали…

Шквал критики, обрушившейся на дизели, стал совершенно неожиданным для многих. Ведь в тех же государствах Западной Европы дизельные моторы в последние десятилетия пользовались особо крупным спросом. Статистика Ассоциации европейских производителей автомобилей (ACEA) бесстрастна: если еще в начале 1990-х дизельным мотором был оснащен примерно каждый шестой новый автомобиль, то ныне уже каждая вторая проданная в Европе машина – дизельная (график 1). Но это в среднем по Европе. А есть страны, где таковые транспортные средства просто доминируют на автомобильном рынке. Например, в Испании и Франции их доля превышает 70% от продаж всех новых машин.

До сих пор европейские власти вполне лояльно относились к дизельным машинам, а потребители симпатизировали дизелям за их экономичность: как известно, эти двигатели потребляют куда меньше топлива, нежели бензиновые силовые агрегаты. Да и сама солярка дешевле, что тоже является важным аргументом в условиях высоких цен на топливо.

Не было особых претензий к дизельным моторам и с точки зрения их экологичности. Однако сейчас эта позиция начала меняться. Дело в том, что в европейских и других государствах продолжают ужесточаться нормы выхлопов вредных веществ в атмосферу, и дизельные автомобили в них уже не вписываются. Дизели все жестче критикуют за выбросы – например, окиси азота и твердых частиц сажи.

Кроме того, судя по всему, многие автопроизводители действительно занижали данные о вредных выбросах своих дизельных моторов. Так, недавние независимые исследования, в которых принимают участие в том числе европейские государственные органы, дают результаты, которые борцы за экологию называют «неожиданными и шокирующими». К примеру, Министерство транспорта Великобритании провело исследование в дорожных условиях 37 дизельных автомобилей, которые эксплуатируются в стране. Выяснилось, что все 37 моделей не соответствуют нормам вредных выбросов, при этом наихудший результат у кроссовера Peugeot 3008, превысившего допустимый показатель в 13 раз!

Дизелизация по-русски

Что же касается России, то роль дизельных модификаций на автомобильном рынке у нас по-прежнему невелика. Хотя и стала весомее за несколько последних лет. Если еще в 2007 году их доля в объеме продаж новых машин составляла всего 2,9%, то ныне уже перепрыгнула отметку в 7% (график 2). Причем, согласно данным Аналитического агентства «Автостат», наиболее значимая доля продаж дизелей в РФ наблюдается у премиальных марок. К примеру, у Volvo и Land Rover на дизельные автомобили приходится более 70% спроса, у BMW – 40%, у Jeep и Porsche – свыше 30%, в модельном ряду Mercedes-Benz – свыше 25%.

В массовом же сегменте дизельные машины у россиян не в фаворе. Во-первых, модификации на тяжелом топливе сами по себе дороже, а в премиум-сегменте эта разница в цене не столь заметна. Во-вторых, дизели более чувствительны к качеству топлива, дороги в обслуживании и требуют частых заездов на ТО, поломка же такого силового агрегата грозит сложным и дорогостоящим ремонтом. Кроме того, дизельные моторы боятся холодов – в сильные морозы они могут и не завестись.

Вместе с тем у таких агрегатов есть и свои плюсы. Это и уже упомянутый низкий расход топлива, и высокий крутящий момент, позволяющий дизельным автомобилям быстрее разгоняться, преодолевать сложные участки бездорожья или перевозить грузы, если говорить о коммерческом транспорте.

Вымрут как мамонты?

Что же будет с дизельными машинами в ближайшем будущем? Некоторые европейские чиновники прочат им упадок и вымирание. «Дизельные автомобили исчезнут гораздо быстрее, чем мы можем ожидать», – заявила недавно Эльжбета Беньковска, еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка, промышленности, предпринимательства и малых и средних предприятий, во время заседания Еврокомиссии, где обсуждались меры по усилению контроля за автопроизводителями в части вредных выбросов.

Очевидно, власти Старого Света теперь делают ставку на электрические и гибридные автомобили. Для стимулирования спроса на такие модели выделяются дотации, объем которых наверняка будет расти. Реагируют на ситуацию вокруг дизельных машин и потребители. По последним данным, в 2017 году продажи таких версий в некоторых европейских странах упали на 40–50%.

Тем временем большинство крупнейших автопроизводителей пока держат паузу и не реагируют на критику дизельных машин – о пересмотре планов по их выпуску пока никто не объявлял. Разве что исполнительный директор по конкурентоспособности Renault Тьерри Боллоре сформулировал неутешительный прогноз о будущем таких транспортных средств. «Более жесткие стандарты и методы тестирования увеличат стоимость технологии до такой степени, что автомобили с дизельными двигателями могут быть вытеснены с рынка», – цитирует топ-менеджера французской марки агентство Reuters.

По оценке г-на Боллоре, внедрение экологического стандарта Euro 6 к 2020 году в первую очередь отразится на продажах компактных машин – моделей B- и C-сегментов. Именно на них (1,6 млн штук) пришлась основная часть сбыта Renault в Европе в прошлом году. Причем 60% автомобилей из этого объема были оснащены дизельными двигателями, и с большой степенью вероятности доля этого типа моторов в продажах марки в ближайшее время снизится.

Понятно, что вскоре и другие ведущие автопроизводители будут вынуждены признать, что выпуск машин с дизельными моторами придется сокращать. Скорее всего, уменьшатся и объемы инвестиций в научные разработки в этой области двигателестроения. А значит, будущее дизелей становится уже не таким радужным, как всем казалось еще два-три года назад.

Конечно, автомобили на тяжелом топливе как класс не исчезнут. Во-первых, есть немало стран, где регулирование выбросов не такое жесткое, как в США и Западной Европе (например, в России). Во-вторых, в сфере коммерческого транспорта (автобусы, грузовики) переход на бензин грозит колоссальными убытками владельцам парков, и вряд ли они так просто сдадут бизнес. Поэтому есть вероятность, что инженеры все-таки придумают, как сделать дизельный мотор менее вредным для природы (хотя пока сообщений о таких технологических прорывах, увы, нет).

Вместе с тем в условиях гонений на дизель еще более мощный импульс будет дан распространению электромобилей и гибридов, доля которых на мировых рынках развитых стран растет. Тем более что здесь уже видны хорошие перспективы новых технологий. В частности, ожидается, что емкость электрических батарей скоро станет куда больше, а сами аккумуляторы при этом окажутся значительно дешевле. И вот тогда двигатели внутреннего сгорания, и прежде всего дизели, действительно начнут уходить в прошлое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *