18.04.2024

Когда Starhopper полетит в космос

«Ну, со второго раза уж точно получится!». Наверное, именно об этом подумал Илон Маск, когда на таймере до запуска Starhopper — прототипа космического корабля Starship, оставалось несколько секунд.

Первый запуск был отменен 26 августа за 1 секунду до старта, однако во второй раз аппарат успешно поднялся в воздух и плавно сел после короткого полета, о чем Маск радостно сообщил в своем Твиттере.

Ребят, как же это вы без гравицапы пепелац выкатываете из гаража? Это непорядок…

Второй полет Starhopper

Несколько секунд после запуска Starhopper

Во время вертикального испытательного полета Starhopper успешно поднялся до высоты 150 метров, а затем плавно приземлился на землю. Несмотря на то, что SpaceX хотела провести полет на высоту 200 метров, федеральное управление гражданской авиацией (FAA) выдала разрешение на «прыжок» не выше 150 метров.

Уже по традиции полет проходил в Бока-Чика в штате Техас. Он длился около одной минуты.

Успешное приземление Starhopper

Поначалу корабль еле мог оторваться от земли. А первое крупное испытание Starhopper прошло совсем недавно — в июле этого года. Тогда корабль поднялся на высоту всего 20 метров, но это уже был сильный прогресс: до этого с аппаратом постоянно возникали какие-то проблемы. Так, перед первым запуском он загорелся прямо во время испытаний. За неделю до того случая произошел аналогичный инцидент, только тогда возгорание было еще более масштабным.

Дословно название Starhopper переводится как «Прыгун к звездам», а сам аппарат действительно больше похож не на космический корабль, а на бочку. Хотя подождите, разве это не Пепелац?

Пепелац (слева) и Starhopper (справа)

Почему Starhopper взрывается

На самом деле даже подъем на 150 метров является огромным достижением для SpaceX и Илона Маска. Ранее компания не могла решить проблему с утечками топлива, из-за чего ее экспериментальные аппараты взрывались еще до старта. Весной этого года по аналогичной причине взорвался космический корабль Crew Dragon, который компания собирается использовать для пилотируемых полетов на орбиту Земли. Чуть позже инженеры SpaceX выявили причину и, возможно, к этому испытанию Starhopper уже устранили проблему.

Когда Starhopper полетит в космос

Прототип Starhopper должен лечь в основу огромного космического звездолета Starship, оснащенного 6 двигателями Raptor. Для него также собираются разработать первую ступень Super Heavy, которая будет оснащаться 35 двигателями Raptor. С помощью нее аппарат будет выводиться на околоземную орбиту.

«Однажды Starship приземлился прямо на пески Марса», — так отвечает на этот вопрос сам Илон Маск. Впрочем, до полноценного полета SpaceX нужно провести как минимум два испытания: вертикальный полет на высоту 500 метров и 5 000 метров. В будущем Маск собирается использовать корабль Starship для доставки людей и грузов на Луну и на Марс. Еще один вариант использования корабля — в качестве транспорта в условиях земной атмосферы. В этом случае, согласно утверждениям, полет, например, из Москвы в Нью-Йорк займет около 30-60 минут.

NASA вместе с SpaceX создадут заправочную станцию на орбите Земли

Американское космическое агентство NASA объявило о начале сотрудничества с десятью новыми компаниями, вместе с которыми они займутся разработками новых космических технологий. Пожалуй, наиболее интересным среди этих соглашений является сотрудничество NASA с частной космической компанией SpaceX. Как указывают источники, вместе с детищем Илона Маска государственное космического агентство займется разработкой технологий для дозаправки космических кораблей прямо в космосе.

SpaceX вместе с нашим Исследовательским центром Гленна и Исследовательским центром Маршалла будут заниматься созданием новых технологий, необходимых для доставки ракетного топлива на околоземную орбиту. Для самой SpaceX это станет очень важным шагом в разработке их космического корабля Starship, — говорится в опубликованном пресс-релизе агентства NASA.

Заявление NASA компания SpaceX прокомментировала не скрывая энтузиазма:

Мы считаем, что ракеты и космические аппараты SpaceX, включая Falcon Heavy и Starship могут стать неотъемлемой частью лунных и марсианских планов NASA, — отметили в компании.

Зачем NASA и SpaceX заправка в космосе?

Все дело в желании обеих сторон осваивать дальний космос. NASA, напомним, в рамках новой лунной программы «Артемида» собирается вернуться на спутник Земли и основать там научные наземную и орбитальную базы с постоянным проживанием астронавтов.

К слову, глава SpaceX Илон Маск ранее уже «заикался» на тему того, что хотел бы чтобы его компания приняла в строительстве базы NASA на Луне непосредственное участие. Кроме того, сама SpaceX планирует в будущем использовать свой космический аппарат Starship для полетов на Луну и Марс, с перспективой основания там постоянного человеческого поселения.

NASA после Луны тоже хочет летать на Марс. Спутник Земли для агентства станет своего рода тренировочной площадкой для новых технологий, которые будут использоваться для полетов в еще более глубокий космос.

Как будет происходить заправка топливом в космосе?

Наличие заправочных станций на орбите Земли позволит упросить и удешевить космические запуски с Земли. Следует напомнить, что чем больше и тяжелее ракета и корабль с полезной нагрузкой, тем дороже обходится его запуск. При наличии заправочной станции на орбите ракеты-носители и космические корабли не придется заправлять топливом под завязку еще на земле. Заправка топлива будет производиться только в таком объеме, который будет необходим для вывода ракеты с кораблем на околоземную орбиту. После выхода на орбиту корабль будет дозаправляться ракетным топливом на космической заправочной станции, а затем продолжать свою миссию в дальний космос. С экономической точки зрения такой подход будет обходиться дешевле.


Выглядеть это будет примерно так: запуск с Земли – дозаправка на орбите – полет к Марсу – заправка топливом, произведенным на основе местных ресурсов – возвращение на Землю

Предполагается, что для обратного полета на Землю для заправки ракеты будет использоваться топливо, которое будет производиться из тех же полезных марсианских и лунных ресурсов. Из них можно будет производить кислород, воду, метан и водород, которые и будут использоваться для производства ракетного топлива.

Сложно ли построить заправочную станцию в космосе?

Очень. По словам одного из главных инженеров SpaceX Пола Вустера, для компании решение этой задачи станет одной из самых сложных технологических проблем. Но найти ответ на нее необходимо, так как без этого компания не сможет реализовать свои амбициозные планы, связанные с Марсом.

В SpaceX уже даже подсчитали, что для реализации одной миссии к Красной планете потребуется осуществить пять «дозаправочных» выводов кораблей Starship на орбиту Земли с сотнями тонн нового ракетного топлива в качестве основной полезной нагрузки.

В прошлом NASA уже проводило исследования, направленные на понимание того, как доставлять, а также хранить ракетное топливо на основе жидкого кислорода, водорода и метана и производить заправку космических аппаратов непосредственно в условиях космической среды. Как оказалось, со всеми этими веществами очень сложно работать. В условиях космической среды они могут испаряться. Например, отмечается, что атомы того же водорода могут без проблем испаряться даже через металлическую оболочку топливного бака.

В NASA уверены, что сотрудничество с частными компаниями позволит преодолеть все технологические трудности, стоящие на пути полетов на Луну и Марс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *